
Нейрографика – это метод творческого рисования, который совмещает элементы психологии, коучинга и арт-терапии.
Нейрографика основана на идее: через образы, создаваемые телом, можно формировать новые нейронные сети, чтобы целенаправленно корректировать свои внутренние состояния, целенаправленно менять восприятие реальности, а, следовательно, и саму реальность.
Автор метода – Павел Пискарёв. Он разработал нейрографику в 2014 году, как инструмент самопознания, снятия эмоционального напряжения и личностных изменений.
Однако, подходы к нейрографике были известны в веках. Я сам спонтанно пользовался ей всю жизнь, как только научился рисовать, и знаю других людей, которые интуитивно пришли к этому методу. Посмотрите великолепные рисунки тканей и клеток головного мозга, сделанные основателем нейронауки нобелевским лауреатом Сантьяго Рамон-и-Кахалем сто лет назад. Сравните их с рисунками нейрохудожников наших дней. В свободном доступе есть и то, и другое. Так вы ещё раз убедитесь, что Истина едина, потому её многократно переотрывают разные авторы (АВТОР = Абсолюту ВТОРящий) в разные эпохи в разных формах, смыслах и применениях.
Впрочем, данное не умаляет, а подчёркивает заслуги Павла Михайловича, который углубляет, оформляет, научно обосновывает и активно популяризирует метод нейрографики.
Рассмотрим основы и принципы современной нейрографики. Это важно, так как владение теорией позволит практиковать более уверенно и результативно, особенно, если не хватает опыта и нет учителя. Впрочем, нейрографические рисунки даются даже тем, у кого нет умений, нет способностей к изобразительному искусству. Если у человека мозг и руки работают, значит способности к нейрографике у него есть.
Основы метода
1. Взаимная гармонизация микро- и макрокосма физическим телом. Психосоматика учит, что смыслы, мысли, чувства, эмоции влияют на тело не менее значимо, чем движения. И наоборот, состояние тела во многом определяет то, как человек мыслит, чувствует, ощущает. Через рисунок тело может выразить внутреннее напряжение, сбросить стресс и активизировать ресурсы мозга для нахождения решения на заданную тему. По ходу нейрографики благодаря включённости физического тела в процессы внутреннего мира, благодаря перетеканию через тело внутренних явлений в окружающий мир, мы получаем реальные измеримые результаты преображения микрокосма нейрохудожника. Об этом сказано далее в восьмом шаге практики.
2. Преодоление ограничений. Нейрорисунок служит инструментом снятия ограничений и блоков, преображая их в творческие решения. Методом нейрографики каждое препятствие рассматривается точкой старта и вызовом для изменений.
3. Диалектика формы и содержания. Форма и цвет рисунка выражают содержание пространства внутреннего мира автора. Работая с изображением на листе бумаги, нейрохудожник работает со своими внутренними задачами в синтезе сознания, восприятия, мышления и более того. Изменения, совершаемые на листе бумаге, органично реплицируются в структуру и содержание внутреннего мира нейрохудожника.
4. Интегративность. Метод объединяет рациональное мышление и интуитивное познание, позволяя интегрировать внутренние условия развития и внешние условия существования в цельность реальности.
5. Аутентичность. Посредством нейрографики каждый может выразить свою неповторимую индивидуальность. Нейрографика поддерживает свободу выбора форм, цветов и техник, способствующих деятельному раскрытию внутреннего потенциала каждого, кто практикует.
Применение нейрографики эффективно в развитии эмоционального интеллекта, разрешении конфликтов, повышении уверенности в своих способностях, раскрытии творческих возможностей и решении сложных вопросов любой природы. Этот метод целесообразно использовать в коучинге, терапии и образовании.
Принципы нейрографики
1. Нейролиния. Это особая линия, которая не повторяет сама себя, не является предсказуемой и каждый раз идёт «туда, куда рука сама поведёт», а не туда, где мы предполагаем её продолжение. Нейролиния – это символ выхода за пределы привычных нейронных маршрутов. Умение рисовать нейролинии является нетривиальным свойством, на котором строятся все прочие приёмы нейрографики.
2. Скругление углов. Острые пересечения линий всегда следует смягчать закруглениями и сглаживаниями. Угловатость – это архетип конфликта, а округлость символизирует гармонизацию внутренних конфликтов и снятие ненужного напряжения.
3. Соединение элементов – объединение отдельных частей рисунка линиями, округлениями и общим цветом отражает интеграцию разных аспектов личности и/или ситуации.
4. Заполнение листа. Творческий процесс идёт до тех пор, пока рисунок не будет восприниматься как завершённая гармоничная композиция, достаточно заполнившая собой операционное пространство.
5. Осознанное намерение. Рисунок выполняется с чётким внутренним запросом (например, «найти решение», «снять тревогу», «прожить возможность», «изменить условия» и т.п.), а линии и цвета становятся визуальной метафорой процесса преобразования.
6. Интеграция реальности, намерения и рисунка. Ценность нейрографики в том, что коррекция нейрорисунка влечёт рефакторинг реальности нейрохудожника соответственно его намерению. Это превращает нейрорисунок в «точку сборки» условий, возможностей, способностей и прочих объективных и субъективных факторов нейрохудожника.
Практика
Известны различные вариации метода нейрографики. Здесь предложу один из тех практически значимых способов, которым пользуюсь сам.
Шаг 1. Постановка задачи и актуализация ассоциаций
Определите задачу, над которой вы будете работать. Следует предельно кратко и точно выразить задачу словесно. Часто достаточно одного-двух-трёх слов, например, «здоровье печени», «семейное счастье», «финансовая обеспеченность», «воспитание сына», «работа в удовольствие», «любовь и отношения» и так далее.
К выбранной задаче применяем метод «16 ассоциаций» (он же «тест 16 ассоциаций»), основанный на практике Карла Густава Юнга. Это психологический инструмент для исследования бессознательного, выявления комплексов, диагностики скрытых конфликтов, страхов, для нахождения творческих решений, для понимания происходящего во внутреннем мире и так далее. Идея метода в цепочке свободных ассоциаций, задействующих более глубокие области психики, чем те, что мы обычно осознаём.
Ход практики:
Садитесь за письменный стол, перед вами ручка и горизонтально расположенный лист бумаги формата А4. Действуйте в спокойном расслабленном состоянии.
- Запишите заголовок – формулировку вашей задачи.
- Запишите в первый столбик 16 ассоциаций – первых слов, которые предложит вам мозг в ответ на поставленную задачу. Ориентируйтесь на существительные. Но если мощно, ярко и хочется, то можно записывать и другие части речи. Так как речь идёт об ассоциациях, записи делайте быстро, без оценивания и обдумывания. Если же вы начинаете размышлять, то включается логическое мышление, что в данной практике неуместно – логика будет не приближать, а блокировать искомый результат. Когда вы работаете в таком стиле, каждое записываемое слово будет иметь хорошо проживаемый внутренний отклик.
- Запишите во второй столбик 8 слов, которые являются ассоциациями для слов из первого столбика. Первое слово во втором столбика – это ассоциативный синтез первого и второго слов из первого столбика. Второе слово во втором столбике – это ассоциативный синтез третьего и четвёртого слов из первого столбика и так далее.
- По аналогии заполняем третий столбик из четырёх слов, ассоциирующих слова из второго столбика. Затем четвёртый столбик и двух слов, затем записываем итог – одно слово, которое является вашей наиболее глубокой ключевой ассоциацией к поставленной задаче.
Время заполнения всей матрицы – 2-3 минуты, не более того.
Образец матрицы для заполнения
Задача: _________________________________________
|
столбец 1: |
столбец 2: |
столбец 3: |
столбец 4: |
столбец 5: |
|
ассоциация 1 |
ассоциация 17: синтез 1-2 |
ассоциация 25: |
ассоциация 29: |
ассоциация 31: |
|
ассоциация 2 |
||||
|
ассоциация 3 |
ассоциация 18: синтез 3-4 |
|||
|
ассоциация 4 |
||||
|
ассоциация 5 |
ассоциация 19: |
ассоциация 26: синтез 19-20 |
||
|
ассоциация 6 |
||||
|
ассоциация 7 |
ассоциация 20: |
|||
|
ассоциация 8 |
||||
|
ассоциация 9 |
ассоциация 21: |
ассоциация 27: синтез 21-22 |
ассоциация 30: |
|
|
ассоциация 10 |
||||
|
ассоциация 11 |
ассоциация 22: |
|||
|
ассоциация 12 |
||||
|
ассоциация 13 |
ассоциация 23: |
ассоциация 28: |
||
|
ассоциация 14 |
||||
|
ассоциация 15 |
ассоциация 24: |
|||
|
ассоциация 16 |
После заполнения матрицы, потратьте несколько минут на её осмысление.
Интерпретация результатов
| № столб-ца |
кол-во слов |
смысловой уровень |
вопросы для анализа |
|
1 |
16 |
Осознаваемые, логичные, социально приемлемые реакции | Какие слова кажутся шаблонными? Какие неожиданны? Какие слова вызывают радость, тревогу, раздражение и т.п.? Есть ли повторяющиеся темы? |
|
2 |
8 |
Первые глубокие связи, фильтр бессознательного | Какие пары породили сильные образы? Позитивные или тревожные оттенки? Что общего между словами? |
|
3 |
4 |
Ядро восприятия темы | Какие чувства вызывает каждое слово? Есть ли ассоциации с людьми, событиями, воспоминаниями? Это про страх, надежду, цель или препятствие? |
|
4 |
2 |
Суть внутреннего диалога или конфликта | Эти два слова – союз или противоречие? Если представить их как персонажей, о чём они спорят или договариваются? |
|
5 |
1 |
Ключ, квинтэссенция | Это слово приятное или неприятное? Оно тянет вперёд или тормозит? Какой совет оно даёт? Если это символ, как он выглядит? |
Метод «16 ассоциаций» Юнга является самодостаточным психологическим инструментом, но он полезен и в качестве подготовки мозга к нейрографике, так как активирует нейронные сети, обрабатывающие поставленную вами задачу.
Завершив заполнение и анализ матрицы, уберите её из поля зрения и более не думайте о ней.
Шаг 2. Композиция задачи
После того, как вы освежили ассоциативные связки на тему выбранной задачи, приступаем к нейрографической визуализации задачи. Для этого чистый лист формата А4 кладёте на стол горизонтально или вертикально перед собой. Берёте карандаши (фломастеры, маркеры) любых цветов и, не думая, как вы это делаете, рисуете свою задачу нейролиниями (нейролиния – первый принцип нейрографики, что опубликовано выше). Уместны любые абстрактные варианты: линии, геометрические фигуры и всевозможные их комбинации. Не пользуйтесь стиральной резинкой ни на этом шаге, ни в дальнейшем. Что нарисовали, то пусть и будет, с тем и продолжайте работать. Рисуйте до тех пор, пока не признаете, что ваша задача/проблема/страх/боль/вопрос/устремление нарисованы.
Шаг 3. Сглаживание-сопряжение-скругление
Необходимо сгладить острые углы вашего рисунка – сделать их более округлыми. Для этого дорисовывайте поверх имеющихся линий более гармоничные формы. Мягко сопрягите между собой пересекающиеся фрагменты рисунка так, чтобы в точках пересечения они плавно перетекали друг в друга. Этим реализуется второй принцип нейрографики.
Помните, что согласно первому принципу нейрографики мы оперируем нейролиниями. Особенность нейролинии в том, что она не повторяет себя. То есть любой её фрагмент уникален. Значит она не может быть прямой, круглой или симметричной. Она всегда уникально изогнута на всём своём протяжении. Это принцип всех природных линий и форм: в природе не бывает геометрически правильных построений – они всегда в большей или меньшей степени, но отклоняются от строгих форм в сторону мягких, материнских, асимметричных. «Правильная» нейролиния неограниченно сложна, непредсказуема, «заряжена» и «вибрирует» жизнью в отличие от технологической линии, которая имеет однозначно заданную формулу.
Шаг 4. Интеграция – соединение фрагментов в одну композицию линиями и фоном
Заполните нейролиниями свободные области листа. Делайте это так, чтобы линии соединяли между собой фрагменты рисунка. Это реализация третьего принципа нейрографики.
И ещё раз: нейролинии не бывают прямыми. Они бывают неповторимо причудливо непредсказуемо изогнутыми. Нейролинии, похожие на прямые, всё равно «вибрируют», всегда отклоняясь от прямых и симметричных форм.
После завершения интеграции, скруглите все вновь созданные пересечения, как это сказано в Шаге 3.
Когда скругления сделаны, заполняйте различными цветами ваш рисунок. Идея в том, чтобы интегрировать композицию с помощью цвета. Как вам нравится, так и разукрашивайте свой рисунок, объединяя цветом его различные фрагменты.
Шаг 5. Расстановка акцентов
Когда лист заполнен нейролиниями и цветами, возможно, вам захочется что-то усилить или ослабиться в получившейся композиции. Для этого некоторые нейролинии делаем явно доминирующими, дорисовывая их ярче и жирнее, придавая им роль потоков, которые пронизывают и структурируют ваш рисунок. В терминах нейрографики такие линии называются линиями поля.
И снова тестируем рисунок на наличие жёстких пересечений и углов. Нашли нечто острое – скругляйте.
Шаг 6. Фиксация главного
Круг – символ гармонии. Поэтому выберите наиболее привлекательную для вас округлую область рисунка и дополнительно скруглите её мощными нейрографическими линиями. Или же нарисуйте нечто округлое вокруг самой значимой, самой насыщенной части рисунка. И снова сгладьте пересечения.
В результате вами будет выявлен наиболее важный фрагмент рисунка – он содержит нейрографически выраженное решение поставленной вами задачи.
Шаг 7. Эстетика
Любыми способами доработайте свой рисунок до субъективного эталона красоты. Дорисуйте так, чтобы устранить все несовершенства, в том числе самые мелкие. Усильте дополнительными цветами главную часть рисунка. Сделайте градиенты цветов, добавьте объёма. И так далее, что считаете нужным до тех пор, пока не признаете, что ваш рисунок завершён.
Шаг 8. Новая матрица ассоциаций
На чистом листе бумаги повторите Шаг 1, то есть метод «16 ассоциаций» применительно к той задаче, которую вы только что решали. Затем сравните первую матрицу со второй. Разница между матрицами покажет, как нейрографика перестроила ваши нейронные сети в данном вопросе.
Почему ваша нейрографика может быть не эффективной
Список типичных ошибок:
- С точки зрения цели и целеполагания. Вы поставили не свою цель или вы неправильно её сформулировали или просто рисуете, не прорабатывая цель. Как прорабатывать поставленную цель? В процессе рисования необходимо отслеживать свои состояния, фиксировать проживания и озарения. Рисование — это средство, но не цель. Цель – внутренние изменения, релевантные выбранной цели. Если нет инсайтов, то не будет результатов. Поэтому максимум внимания уделяем своему внутреннему миру, вплоть до тонкостей и нюансов.
- С точки зрения алгоритма нейрографики. Не игнорируйте алгоритм практики. Все её шаги важны.
- С точки зрения деятельности за пределами нейрографики. А есть ли эта деятельность? Если вы ожидаете внешних результатов, то и усилия следует прилагать не только внутренние, но и внешние. Правильная нейрографика обеспечит внутренний результат – создаст основу для результата внешнего. Но не более того.
Советы
- Чем серьёзнее задача, тем целесообразнее применение нейрографики.
- Из личного опыта: нейрографика двумя руками одновременно даёт более глубокий результат.
- Нейрографику хорошо принимают дети, у которых открыто окно нейропластичности согласно возрастной психологии.
- Не публикую рисунки и видео, чтобы вы не подстраивались под алгоритмы других мозгов. Конечно, можно пройти обучение и даже получить диплом. Но попробуйте поэкспериментировать самостоятельно, чтобы получить свой собственный чистый опыт самовыражения, самоидентификации, самотрансформации, самоорганизации. Это ценнее, чем когда специально обученный профессионал проведёт вас за руку от старта до финиша. Финиша-то вы достигните, но будет ли вам засчитан такой результат?
- При известном навыке нейрографику можно не рисовать, а воображать.
Итоги
Внешне нейрографика выглядит, как рисование чего-то абстрактного. Однако, важен не только рисунок, но и процесс его созидания. Каждая линия, фрагмент и цвет проявляют собой внутренние накопления, состояния и устремления автора. Нейрографика – это не о том, как рисовать и какие алгоритмы использовать, а о том, как менять свою внутреннюю организацию в обход критического мышления, формальной логики, страхов, комплексов и прочих позиций и установок.
По ходу дела нейрохудожник осознаёт свои состояния, фиксирует проживания, мысли, чувства, ощущения и находит новые взгляды, подходы, смыслы и решения своей задачи. Это важнее соблюдения вышеизложенных основ, принципов и правил. Да, теория помогает получить более значимый результат, но ни одна теория не способна описать человека полно и непротиворечиво. Рисуйте так, как ведёт вашу руку Источник вашей Жизни. В какие-то моменты рисования вами будет проживаться вдохновение, простота и красота, а может быть тяжесть, препятствия и апатия, а может быть, кашель, затруднение дыхания, пот, зевания и прочее. Не задерживайтесь ни в том, ни в другом состоянии, доводите дело до конца, совершая все восемь шагов практики.
Внутренняя, скрытая от прямого наблюдения цель нейрографики, – оптимизировать нейронные сети головного мозга для эффективного решения поставленной задачи. Впрочем, всё тайное со временем становится явным: практикование нейрографики изменяет ваш стиль, ваши решения и вашу жизнь.
Внешняя, регистрируемая цель нейрографики – достичь, распознать и зафиксировать инсайт, как внезапное мгновенное осознание, понимание, переосмысление, которое разрешает проблему или проясняет ситуацию по итогам продолжительной осознаваемой и/или неосознаваемой разработки заданной темы.
14 августа 2025 г.
Кишиневский Сергей,
автор и основатель Центра Философии Здоровья.


